Образование доступно всем

2013-04-01

/Files/images/1.gif

Недавно во Львове, Симферополе и Киеве, провели международную конференцию в пределах канадско-украинского проекта «Инклюзивное образование для детей с особенными потребностями в Украине» при финансовой поддержке Канадского агентства с международного развития.

Благодаря проекту «Инклюзивное образование для детей с особенными потребностями в Украине» сегодня лишь во Львове 833 ребенка с инвалидностью посещают 232 класса общеобразовательных школ и садиков вместе со своими здоровыми ровесниками.

«Украинско-канадский проект функционирует уже пятый год. В этом году мы подбиваем итоги нашей работы, которая выполнялась в двух пилотных регионах, – во Львовской области и Крыму (м. Симферополь). За это время мы уже достигли достаточно позитивных результатов», – рассказывает координатор проекта «Инклюзивное образование детей с особенными потребностями в Украине» во Львовском регионе Ярослав Грибальский.

В целом проект финансирует Канадское агентство международного развития CIDA и он призван изменять отношение органов власти, учебных заведений, просветительского сообщества и неправительственных организаций, к проблеме инвалидности.

Еще в начале его реализации в Украине было 30 законодательных актов, которые иногда противоречили друг другу. Благодаря аналитическому подходу часть из них удалось изменить. Повысился и уровень общей осведомленности людей про инклюзию. Все чаще родители стали приобщаться к отстаиванию прав свои детей, которые имеют особые потребности.

«Инклюзия – это не только учеба детей-инвалидов в обычных заведениях образования, но и полная доступность, для них: возможность беспрепятственно передвигаться улицами города, доступный транспорт, архитектурные приспособления. Это также наше с вами восприятие таких детей, отношения, к ним, как к ровным. Даже используя другую терминологию относительно них, мы изменяем и само отношение», – говорит директор Канадского центра изучения «неповносправности» доктор Ольга Красюкова-Еннз.

Определяющим для проекта является переход к пониманию того, что проблемой является не ребенок с инвалидностью, – проблема заключается в системе, которая не воспринимает таких детей. Сегодня стоит изменить ударение из медицинских диагнозов на устранение социальных проблем. Чтобы, в свою очередь, люди понимали инвалидность не как меру потери здоровья, а как процесс взаимодействия между человеком с особыми потребностями и препятствиями в среде.

Поэтому проект рассматривает инклюзию как процесс реализации права на образование детей с особенными потребностями, инвалидностью, и разностороннее содействие этому процессу на уровне класса, школы, семьи, общества, государства в целом.

Чтобы влиять на эту ситуацию, по словам Ярослава Грибальского, проектом /Files/images/S.jpgпредусмотрены три компонента. Первый компонент – образовательный, целью которого является труд с педагогами, подготовка кадров, планов, методики преподавания. Второй компонент – гражданское общество, которое может влиять на родителей, которые имеют детей с инвалидностью, чтобы они были готовыми и смело отдавали своих детей в общие школы.

Также этот компонент предусматривает работу с обществом, которое должно воспринимать людей с инвалидностью как людей с такими же правами и возможностями. И третий компонент – социальная политика, целью которой является согласования всего отмеченного с законодательной и нормативной базой.

Но в то же время в нашей стране наблюдается большой пробел между официальным признанием международных конвенций и украинским законодательством и реалиями образовательных услуг для детей с особенными потребностями. В первую очередь идет речь о недостаточном понимании в обществе концепций инвалидности и инклюзивной образования. Это доказывает существование двух параллельных систем общеобразовательных и специальных школ в Украине.

«По собственному опыту могу сказать, что в Канаде нет специализированных школ, за исключением школ для детей с проблемами зрения и слуха. Однако в этой стране все школы есть инклюзивними, ведь в обычных учебных заведениях учатся, и деть с инвалидностями. Такой опыт стоит распространять и в Украине», – говорит Ольга Красюкова-Еннз.

В свою очередь, мэр города Львова Андрей Садовый выразил свою благодарность проекта, который внес в жизнь юных львовян каплю доброты.

«Никто не может предусмотреть, что нас ожидает завтра. Мы живем в мире, какой очень переменчив, и педагог должен научить ребенка уметь не просто жить, но и происходить и быть успешным в этом мире. Я вспоминаю те школы, которые активно сотрудничают с программой инклюзивного образования, и общения, с детьми в тех школах. Это совсем другая атмосфера. Когда в школе есть ребенок или дети с особенными потребностями, они укрепляют коллектив класса, они укрепляют коллектив школы. Радикально падает уровень агрессии, поднимается уровень доверия, сознания, господствует любовь. Я бы хотел, чтоб каждая наша львовская школа была готова принять такого ребенка в случае необходимости.

Наша с вами задача – изменять этот мир. Работать с хорошими людьми, делать хорошие дела, и, чтобы от всего этого мир становился чище, светлее и лучше», – сказал Андрей Садовий.

Проект создал виртуальную сеть «Сеть в поддержку инклюзии. Школа – для всех» ради поддержки инклюзивной образования в Украине, именно для детей и молодежи с особенными потребностями. Сеть является виртуальной, добровольной организацией, которая объединяет общественные организации, родительские группы, государственные и учебные заведения и другие заинтересованные группы в продвижении инклюзии и инклюзивной образования, в Украине на всех уровнях общества.

Она изменяет отношение к инклюзии как на личном и организационном уровнях, так и на уровне системы ради поддержки детей с особенными потребностями и их семей.

Виктория Дворянин

Кол-во просмотров: 190

Комментарии